В.
Рязанов13
статья в газете «Новое Русское Слово»
от 27 декабря 1953г
О
БУНИНЕ-ПОЭТЕ
Когда люди,
которых мы ценили, уходят на долгий срок, мы провожаем их с сожалением, если и
не были близки с ними, если даже во многом не были согласны с ними. Мы вспоминаем о них с признательностью, тем с большей, чем выше
ценили их. - Что же сказать об ушедших из этого мира навсегда? -
Скончался Бунин... Громадная утрата для русской поэзии! Я говорю - для поэзии, потому что, вопреки мнению, вероятно многих, но не думаю, чтобы - подавляющего
большинства, я считаю Бунина великим именно в поэзии, а не в прозе. - Кто-то (не помню,
кто когда) писал, что Бунин - поэт и
Бунин - прозаик - будто разные художники; это, по моему мнению - верно. Я сказал бы - разные люди.
И происходит,
мне кажется, это оттого, что поэт писал лишь тогда, когда, употребляя выражение
Пушкина - «божественный глагол до слуха чуткого коснется» - и тогда поэтический
талант Бунина сверкал, как «самоцветный камень»1. Стиль его - всегда
удивительный - достигал тогда в некоторых стихотворениях совершенства. Бунин же
прозаик не во всех своих произведениях ждал призыва «Аполлона», если опять
употребить слова Пушкина. - В прозе Бунин иногда как бы полемизирует,
резонерствует, не всегда удачно. Его рассуждения, о чем надо писать, огорчат
многих.
«...Писать!
Вот о крышах о калошах надо писать, а вовсе не затем,
чтобы бороться с произволом и насилием, защищать угнетенных и обездоленных,
давать яркие типы, рисовать широкие картины общественности, современности, ее
настроений и течений». - Бунин сидел в чайной извозчиков.
«сидел в ее говоре... смотрел на мясистые, алые лица,
на рыжие бороды... на поднос... на два белых чайника с мокрыми веревочками,
привязанными к их крышкам ручкам...
«Наблюдение народного быта?» Ошибаетесь - только вот этого подноса, этой мокрой
веревочки, этой мокрой веревочки!..». «Ах, как опять мучительно-радостно;
тройной клубничный нос!» («Жизнь Арсеньева»).
Совсем иной
Бунин-поэт: от «клубничного носа» он не воскликнул бы, что ему стало будто бы,
«мучительно-радостно».
Как различно
относились к одним и тем же явлениям внешнего мира Бунин-поэт и Бунин-прозаик,
можно видеть из таких примеров. Бунин-прозаик видит труп лошади; ее
внутренности с жадностью, с остервенением раздирают собаки. Над трупом вьется
злое воронье. - Ничего особенного прозаик в этом не видит, но поэтому картина
эта глубоко запечатлелась в мозгу: вписалась как бы некая энграмма2, которую он видит - и не видит. Но запись
врезалась прочно, и рано ли, поздно ли, вспыхнет вдруг ярким светом. Так и
произошло: Бунин пишет замечательное стихотворение:
Синий ворон
от падали
Алый клюв
поднимал и глядел.
А другие
косились и прядали,
А кустарник шумел шелестел.
Синий ворон
пьет глазки до донушка,
Собирает по
косточкам дань.
Сторона ли
моя, ты сторонушка,
Вековая моя
глухомань!3
Тут целая
картина кисти большого художника: обглоданный лошадиный труп, хищные вороны,
косящиеся друг на друга, прядающие, выклевывающие глаза; тут и слуховые
впечатления: (шум и шелест кустарника в степи), тут и порожденные этой картиной
эмоции... Здесь понятно восклицание поэта:
Сторона ты
моя сторонушка,
Вековая моя
глухомань!
Помню
слезы на глазах двух далеко не сентиментальных дам, когда в эмиграции; в
Германии, я процитировал им это стихотворение.
Бунин
подстрелил пугача (или филина?) - Мало ли охотники стреляют - когда нужно и
когда не нужно. Многим эта жестокая забава доставляет даже удовольствие. (Куприн отличился даже, сказав, что он не знает, что в мире может
сравниться с наслаждением (так кажется), «какое испытываешь на глухатной (?)
охоте». Но истинный художник-поэт рисует и здесь картину, которая так и
стоит перед глазами:
Он сел в
глуши в шатре столетней ели.
На яркий свет
сквозь ветки и сучки
С безумным
удивлением глядели
Сверкающие
золотом зрачки.
Я выстрелил.
Он вздрогнул и бесшумно
Сорвался
вниз, на мох корней витых:
Но и во мху блестят глядят безумно
Кружки
зрачков лучисто золотых.
Раскинулись
изломанные крылья,
Но хищный
взгляд все так же дик и зол,
И сталь
когтей с отчаяньем бессилья,
Вонзается в
ружейный скользкий ствол.4
Тут и
живопись, и скульптура, и психология непокорного, сильного духом хищника.
Хороши
экзотические стихотворения Бунина («Палестина», «Сирия»). Я, к сожалению, на
память могу привести лишь одно; другие помню лишь отрывками. Вот то, которое
помню:
Вот и
скрылись, позабылись снежных гор чалмы.
Зной пустыни,
путь к востоку, мертвые холмы.
Каменистый,
красно-серый мутный океан
На
восток уходит, в знойный, в голубой туман.
И все жарче,
шире веет из степей теплынь.
И все суше,
слаще пахнет горькая полынь.
И холмы все
безнадежней. Глина, роговик...
День там
светел, бесконечен, вечер синь и дик.
И едва
стемнеет, смеркнет, где-то между скал,
Как дитя, как
джин пустыни, плачется шакал.
И на мягких
крыльях совки трепетно парят,
И на тусклом
небе звезды сумрачно горят.5
Кто видел на
Ближнем Востоке караван верблюдов, у того так и оживает в памяти эта мерная,
словно ныряющая, поступь верблюдов, колыхающих равномерно - спереди назад -
седоков. Тут ритм и музыка стиха так и укачивает, так и баюкает. Может быть,
здесь следует сделать лишь одну оговорку: вообще там даль - голубая, иногда -
сиреневая. Видимо, Бунину случайно пришлось ехать в мутный день. Но вообще впечатление от стихотворения - сильное: так
схвачен дух страны.
Сильны, проникновенны
стихотворения, в которых поэт касается движений человеческой души, например, «В
некий срок». Это стихотворение помещено у А. А.
Боголепова6 в его «Русской лирике»7.
- Издание им. Чехова.
И цветы, и
шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и
полуденный зной...
Срок настанет
- Господь сына блудного спросит:
«Был ли
счастлив ты в жизни земной?»
И забуду я
все - вспомню только вот эти
Полевые пути
меж колосьев и трав -
И от
сладостных слез не успею ответить,
К милосердным
коленям припав.8
Отношение
Бунина-прозаика к женщинам, за внешним проявлением любви, часто неприятно,
грубо-чувственное, иногда болезненно-тяжелое, мрачное («Митина любовь»,
например, на некоторых - как женщин, так и мужчин - производит прямо удручающее
впечатление).
Но вот, как вспоминает Бунин-поэт любимых им женщин. В стихотворении «Свет
незакатный» (есть у Боголепова). Он на кладбище, где погребена дорогая ему
девушка, говорит:
Летний ветер
мотает
Зелень
длинных ветвей -
И ко мне
долетает
Свет улыбки
твоей.
..................
Разве ты
одинока?
Разве ты не
со мной
В нашем
прошлом далеком,
Где и я был
иной?
В мире круга
земного
Настоящего
дня,
Молодого,
былого
Нет давно и
меня!9
Стихотворение
- «Спокойный взор, подобный взору лани», посвященное тоже любимой женщине, с
которой Бунин давно расстался, по моему мнению - верх совершенства.
Спокойный
взор, подобный взору лани,
И все, что в
нем так нежно я любил,
Я до сих пор
в печали не забыл,
Но образ твой
теперь уже в тумане.
А будут дни -
угаснет и печаль,
И засинеет
сон воспоминанья,
Где нет уже
ни счастья, ни страданья,
А только
всепрощающая даль.10
В
этом стихотворении прекрасно все: и «взор, подобный взору лани» («трепетная»
лань у Пушкина), и нежная, чистая любовь, и туманная дымка воспоминаний,
умиротворяющая печаль, набрасывающая легкий, пока, «покров забвенья» и
«всепрощающая даль».
Я не боюсь
упрека в преувеличивании, если скажу, что таких стихотворений немного даже в
русской лирике.
Я кончу
стихотворением, которое можно назвать молитвой-славословием.
За все Тебя,
Господь, благодарю!
Ты, после дня
тревоги и печали
Даруешь мне
вечернюю зарю,
Простор полей и кротость синей дали.
Я одинок и
ныне - как всегда,
Но вот закат
зажег свой пышный пламень,
И гаснет в
нем вечерняя звезда,
Дрожа
насквозь, как самоцветный камень.
Я одинок
печальною душой,
Но есть
отрада тайная в сознанье,
Что я один в
безмолвном созерцанье,
Что всем я
чужд - и говорю с Тобой!11
Не таков
здесь Бунин, как Бунин «Митиной любви» или «Жизни Арсеньева».
Разочарованный
мудрец древности - Экклезиаст12, познавший суету мира, сказал, что
«мудрого не будут помнить вечно, как и глупого»: что «в грядущие дни все будет
забыто», что «увы! мудрый умирает наравне с глупым».
До мудрости
Бунину было далеко; но о забвении его в «грядущие дни» речи быть не может. Не
будем говорить о «вечности». Но то, что было верным в далекие времена
Экклезиаста, теперь повториться не может: книгопечатание дало возможность
сохранить в памяти людей все, что они считают подлежащим сохранению. Не пытаясь
предсказывать, как отнесутся к Бунину наши внуки и правнуки (древняя еврейская
пословица мудро говорит; «Время изобличает пророчество во лжи»), все-таки
предположить можно: Бунин-прозаик забвенья не избежит, Бунин-поэт в русской
поэзии не умрет и среди крупнейших русских поэтов займет достойное место.
1 «Самоцветный камень» -
словосочетание из стихотворения Бунина «За все, Тебя, Господь, благодарю!...»
2
энграмма
- от греческого engramma:
en - внутри + gramma
- речь; образ,
который создается в мозгу.
3 стихотворение «Степь»,
«Синий ворон от падали...», 21, IX, 12.
4
«Он
сел в глуши в шатре столетней ели...» стихотворение Бунина «Пугач», 1906.
5
стихотворение
«К востоку», 1903-1906.
6
Боголепов
Александр Александрович (1885-1980) - юрист, в 1910 г. окончил юридический
факультет Петербургского университета. В августе 1922 г. арестован и в ноябре
выслан за пределы СССР вместе с группой философов и писателей. Входил в состав
ученого совета «Русского Научного Института» в Берлине (1923-1925); некоторое
время возглавлял «Союз Русских журналистов и литераторов» в Германии, созданный
в 1921-м г.; в 1928-м г. в Белграде на «Первом Зарубежном Съезде Русских
писателей и журналистов» был избран членом правления. Награжден
югославским Королем орденом Святого Саввы 3-й степени. В марте 1945 г. выехал с
семьей из Берлина в Западную Германию, а оттуда в США. Избран
профессором канонического права при Свято-Владимирской православной
богословской семинарии. Составитель антологии «Русская лирика от Жуковского до
Бунина».
7
«Русская
лирика» - антология «Русская лирика от Жуковского до Бунина», Нью-Йорк,
издательство имени Чехова, 1952. Отзыв на нее написан Н. А. Струве. Напечатан в «Вестнике Русского Христианского Движения», №30,
1953.
8
«И
цветы, и шмели, и трава, и колосья...», стихотворение Бунина, 14, VII,
17.
9
«Летний
ветер мотает...»? отрывок из стихотворения «Свет незакатный», 24, IX,
17.
10
«Спокойный
взор, подобный взору лани,...», стихотворение Бунина,
1901.
11
«За
все Тебя, Господь, благодарю!...»
12
Экклезиаст
или Екклесиаст - одна из книг Ветхого Завета. Очевидно, написана
царем Соломоном в последние годы его царствования.
13 К сожалению, мне не
удалось выяснить, кто скрывается под псевдонимом В. Рязанов. Возможно, это
Рязановский Валентин Александрович, который печатался в «Новом Журнале» со
статьями «Обзор русской культуры». Но статья замечательная. Борис Липин.